-
by admin
Современное судно представляет собой сложную интегральную инженерную систему, состоящую из множества функциональных систем. Многие из этих систем предполагают циркуляцию различных технических жидкостей и газов, поэтому содержат трубопроводы.
Обычно современное судно содержит такие трубопроводы:
- Топливная система.
- Система подачи смазочных материалов.
- Система охлаждения энергетической установки.
- Система удаления выпускных газов на судах с тепловыми двигателями.
- Трюмные системы обеспечения безопасности.
- Системы жизнеобеспечения – трубопроводы для циркуляции питьевой и технической воды, санитарные трубопроводы, системы вентиляции и кондиционирования, а также отопления.
- Системы очистки технических жидкостей и выпускных газов.
- Системы для обеспечения выполнения различных технологических операций на грузовых судах (зачистные и моечные трубопроводы, системы газоотвода и циркуляции инертных газов.
- Трубопроводы для транспортировки жидких грузов.
- Системы пожарной безопасности.
Для эффективной и безопасной эксплуатации судна все эти трубопроводы должны находиться в надлежащем состоянии и проходить регулярную диагностику и техническое обслуживание. А заказать диагностику, ремонт, техническое обслуживание и испытания трубопроводов судов поможет «Балтийская Судоремонтная Компания».
Распространенные дефекты судовых трубопроводов
Чаще всего на судовых трубопроводах встречаются такие повреждения и дефекты:
- Осевые отклонения – провисания, прогибы и другие деформации секций.
- Отклонения в поперечном профиле труб (вмятины, приобретение овальной или иной не предусмотренной проектом формы).
- Трещины и другие дефекты на теле труб и в сварных швах.
- Коррозионные повреждения.
- Отклонения в работе арматуры.
- Проблемы с системами автоматического управления.
Порядок диагностики трубопровода на судне
Выделяют два основных метода контроля состояния трубопроводов – визуальный и инструментальный.
Визуальный контроль предусматривает осмотр отдельных участков и элементов системы, в ходе которого проверяется геометрия и целостность труб, арматуры и других элементов трубопровода. Основным признаком нарушения целостности трубы часто становится течь, поэтому обследовать нужно не только саму трубу, но и участок пола или палубы непосредственно под ней.
Инструментальный контроль производится с помощью соответствующих инструментов, среди которых чаще всего применяются:
- Передвижная камера, помещаемая внутрь трубопровода.
- Ультразвуковой толщиномер.
- Дефектоскоп.
- Тепловизор (для обнаружения утечек жидкостей и газов, температура которых отличается от температуры окружающей среды.
- Средства влагометрии.
- Приборы бесконтактной магнитометрической диагностики.
- Контроль твердости металла на отдельных секциях – этот метод позволяет не только обнаружить существующий дефект, но и спрогнозировать вероятные зоны появления деформаций и разрушений в будущем.
- Устройства электрического контроля.
- Опрессовка труб – создание избыточного давления для выявления поврежденных участков. Также опрессовка осуществляется после производства работ в качестве подтверждения, что система герметична и держит заданное давление.
Также составляющей инструментального контроля становится проверка показаний манометров, расходомеров и другой контрольно-измерительной аппаратуры, установленной в трубопроводе. Часто первым симптомом повреждений трубопровода становятся необъяснимые отклонения в показаниях этих устройств от нормы либо ранее наблюдавшихся величин.