Современное судно представляет собой сложную интегральную инженерную систему, состоящую из множества функциональных систем. Многие из этих систем предполагают циркуляцию различных технических жидкостей и газов, поэтому содержат трубопроводы.

Обычно современное судно содержит такие трубопроводы:

  • Топливная система.
  • Система подачи смазочных материалов.
  • Система охлаждения энергетической установки.
  • Система удаления выпускных газов на судах с тепловыми двигателями.
  • Трюмные системы обеспечения безопасности.
  • Системы жизнеобеспечения – трубопроводы для циркуляции питьевой и технической воды, санитарные трубопроводы, системы вентиляции и кондиционирования, а также отопления.
  • Системы очистки технических жидкостей и выпускных газов.
  • Системы для обеспечения выполнения различных технологических операций на грузовых судах (зачистные и моечные трубопроводы, системы газоотвода и циркуляции инертных газов.
  • Трубопроводы для транспортировки жидких грузов.
  • Системы пожарной безопасности.

Для эффективной и безопасной эксплуатации судна все эти трубопроводы должны находиться в надлежащем состоянии и проходить регулярную диагностику и техническое обслуживание. А заказать диагностику, ремонт, техническое обслуживание и испытания трубопроводов судов поможет «Балтийская Судоремонтная Компания».

Распространенные дефекты судовых трубопроводов

Чаще всего на судовых трубопроводах встречаются такие повреждения и дефекты:

  • Осевые отклонения – провисания, прогибы и другие деформации секций.
  • Отклонения в поперечном профиле труб (вмятины, приобретение овальной или иной не предусмотренной проектом формы).
  • Трещины и другие дефекты на теле труб и в сварных швах.
  • Коррозионные повреждения.
  • Отклонения в работе арматуры.
  • Проблемы с системами автоматического управления.

Порядок диагностики трубопровода на судне

Выделяют два основных метода контроля состояния трубопроводов – визуальный и инструментальный.

Визуальный контроль предусматривает осмотр отдельных участков и элементов системы, в ходе которого проверяется геометрия и целостность труб, арматуры и других элементов трубопровода. Основным признаком нарушения целостности трубы часто становится течь, поэтому обследовать нужно не только саму трубу, но и участок пола или палубы непосредственно под ней.

Инструментальный контроль производится с помощью соответствующих инструментов, среди которых чаще всего применяются:

  • Передвижная камера, помещаемая внутрь трубопровода.
  • Ультразвуковой толщиномер.
  • Дефектоскоп.
  • Тепловизор (для обнаружения утечек жидкостей и газов, температура которых отличается от температуры окружающей среды.
  • Средства влагометрии.
  • Приборы бесконтактной магнитометрической диагностики.
  • Контроль твердости металла на отдельных секциях – этот метод позволяет не только обнаружить существующий дефект, но и спрогнозировать вероятные зоны появления деформаций и разрушений в будущем.
  • Устройства электрического контроля.
  • Опрессовка труб – создание избыточного давления для выявления поврежденных участков. Также опрессовка осуществляется после производства работ в качестве подтверждения, что система герметична и держит заданное давление.

Также составляющей инструментального контроля становится проверка показаний манометров, расходомеров и другой контрольно-измерительной аппаратуры, установленной в трубопроводе. Часто первым симптомом повреждений трубопровода становятся необъяснимые отклонения в показаниях этих устройств от нормы либо ранее наблюдавшихся величин.